Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури со спектаклем «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузели Яхиной (инсценировка Ярославы Пулинович, режиссер Айрат Абушахманов) принял участие в V Международном театральном фестивале «История Государства Российского. Отечество и судьбы», проходившем в городе Ульяновск с 01 по 12 декабря. Фестиваль был посвящен памяти выдающегося ульяновского земляка, «отца русской истории», литератора - Николая Карамзина. Этот важный международный форум проходит в Ульяновске с 2013 г. при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Ульяновской области. Программа фестиваля сформирована с учетом приоритетов государственной политики в деле сохранения исторической памяти и в русле Национального проекта «Культура». В дни фестиваля на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А.Гончарова выступили не только российские коллективы из Москвы, Владимира, Димитровграда, Кирова, Пензы, Ульяновска, но и зарубежные гости из Донецка, Минска, Тель-Авива, Лондона. По своему содержанию программа фестиваля имеет уникальное историческое и культурно-просветительское значение, включает в себя разножанровые спектакли, отображающие историю России с древнейших времен до наших дней. В представленных спектаклях затрагивались темы о событиях Русской революции, Гражданской войны, репрессиях, Великой Отечественной войне, об известных личностях и простых людях в периоды исторических катаклизм. Как отмечают организаторы фестиваля: «Особым событием фестиваля является участие Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури со спектаклем «Зулейха открывает глаза», удостоенным Специальной премии жюри фестиваля «Золотая маска» в 2019 г.». Спектакль, имеющий продолжительный и серьезный успех, ставший своего рода уже визитной карточкой театра, и на этот раз смог покорить ульяновских зрителей. А ульяновский зритель, надо признать, сам является хорошим знатоком отечественной истории, он с детства формируется в атмосфере культурно-исторического наследия. Бывший Симбирск, Ульяновск это родина не только историка Н.М.Карамзина, писателя И.А.Гончарова, но и родина крупных политических и государственных деятелей В.И.Ленина, А.Ф.Керенского и др. Обилие в Ульяновске памятных исторических мест и музеев поражает, весь город с его «губернскими» и «купеческими» улочками, сохранившимися деревянными домами с резными оконными наличниками дышит историей и памятью минувших лет. Одна из ульяновских зрительниц, воспитанная в период активной «ленинианы» высказала свое размышление после спектакля: «Меня волнует только один вопрос: «Если бы Ленин прожил еще, были бы репрессии, допустил бы он это массовое уничтожение народа своей страны? Я думаю, его ранний уход и явился тем самым корнем краха СССР». На это можно ответить только той самой знаменитой фразой: "История не знает сослагательного наклонения», которую употреблял зачинщик кровавых репрессий И.В.Сталин. А если быть точнее: «Историческая наука не может использовать «если бы». Присутствовавшие на спектакле театральные эксперты и ученые были едины в своем суждении, что спектакль призван восстановить историческую справедливость. Театровед Ольга Галахова (Москва) говорила о важности затронутой сложной темы в спектакле: «Мы только подступаем к темным страницам нашей истории и я надеюсь, что мы придем на этом пути к объективной правде. Сейчас возникает вопрос: «Во имя чего были эти страдания?» Потому что вся идеология отвергнута и возникает новый подход оправдания этих страданий и право голоса тех людей, с которыми несправедливо и жестоко поступили. Это дело театра, вообще искусства говорить о столь важных и значимых периодах истории и чрезвычайно важно, что драматический театр из Башкортостана берется за эту тему. Берет соответствующую литературу. Это масштабная, серьезная работа. В Ульяновске очень хорошая публика, она слушает правильно. Мы должны говорить об этом, помнить, спектакль вызывает сострадание к личности, нашу необходимость в исторической справедливости, вот эти чувства мне представляются особенно важными». Театральный критик Сенаторова Ольга Валентиновна отметила историческую точность и профессионализм актеров: «Спектакль «Зулейха открывает глаза» затрагивает самые трагические, драматические страницы нашей общей истории. Я не скажу, что это история татарского народа, связанная с раскулачиванием в 1930-е годы, это наша общая боль. Сегодня здесь собрались люди разных народов, и башкиры, и татары, здесь много диаспор на Волге, сегодня все дышат одним дыханием, потому что спектакль эмоционально зацепляет с самого первого момента, с выхода героини, которая идет по зрительному залу как по какому-то большому историческому полю. Актеры, исторически точно, музыкально, профессионально точно чувствуют рисунок спектакля, его идею и передают это внутреннее напряжение. Это большая заслуга театра. Не случайно, на фестивале «Золотая маска» спектакль был отмечен специальной премией жюри. Работа была представлена во многих номинациях, но мне кажется ему достался самый большой приз: «За прочтение произведения Гузели Яхиной», потому что театр смог уловить эту пронзительную ноту жизни ушедших поколений, театру это удалось в полной мере и с осознанием всех чувств, того «комка» чувств, которые вызывают трагические моменты нашей общей истории». Культуролог Владимир Гуркин рассказал о том, как он долго подступал к чтению романа, но прочитав, убедился в значимости появления произведения в России и спектакля по нему: «Я считаю, что это блестящая проза. И честно говоря, я думал, что ее поставить в театре неимоверно сложно. Режиссер и сценарист, казалось бы, кинематографические вещи смогли решить языком театра очень убедительно, трогательно. Наш фестиваль посвящен историку Н.Карамзину. Карамзин, как представитель эпохи Просвещения верил, что все зло происходит от невежества. Светлое будущее настанет тогда, когда человеческий разум сможет развиться до такой степени, что люди смогут исправлять в первую очередь самих себя. Буквально через сто лет, появилось поколение людей, которым не хотелось ждать, когда зло и невежество сами исчезнут за счет Просвещения. И так возник вариант интерпретации Просвещения, что нужно просто разделить общество. И ту часть, которая недостойна его - уничтожить. И таким образом, вместо того, чтобы преобразовывать самих себя, мы начали преобразовывать общество и к каким результатам пришли, мы и увидели в спектакле».