Автор — Анастасия Ласточкина
«Лакричная пицца» (18+) — новый фильм режиссера Пола Томаса Андерсона, где в декорациях Калифорнии 1973 года есть пространство для всего — эйфории, вдохновения, безрассудства, смелости, романтики и юности.
Кстати, о юности. Главными героями фильма стала довольно разновозрастная парочка: 15‑летний школьник Гэри и 25‑летняя девушка по имени Алана, ассистент школьного фотографа. По словам режиссёра, сценарий этого фильма родился из его давней идеи, звучавшей примерно так: «А что будет, если подросток позовет на свидание девушку вдвое старше него и она действительно придет?»
Влюбленный герой ни секунды не сомневается, что она — его будущая жена, о чём немедленно ей сообщает. А затем начинает демонстрировать все свои лучшие качества и доступные возможности. На их первом свидании ключевым напитком становится кока-кола, главным энергетиком — уверенность, важнейшим из искусств — любовь. «Думай о хорошем, я могу исполнить», — вот своеобразный девиз и посыл Гэри своей возлюбленной.
Интересно, что не только Гэри, но Алана, несмотря на существенную разницу в возрасте, взрослеют в этой картине каждый по-своему. В те, моменты, когда девушка понимает, что к своему третьему десятку продолжает жить с родителями и сёстрами, а теперь ещё и тусоваться с друзьями школьника — её сознание переворачивается и она пытается мыслить «по-взрослому» и совершать подобающие поступки. Например, работать волонтером в предвыборном штабе, чтобы «изменить мир». Или строить актерскую карьеру. Или помогать реализовать бизнес-идеи амбициозного Гэри, коих у него всегда предостаточно. При всём при этом она периодически ходит на свидания со своими ровесниками и понимает, что многие их них весьма инфантильны.
В целом всю эту придуманную историю сложно назвать историей про двух влюбленных людей. Она периодически выдает себя за такую, но по большому счёту это всё-таки история взросления каждого из героев, одному из которых не менее чем другому предстоит разобраться в себе и окружающем его мире, а также ответить на несколько вопросов из серии «куда идти?» и «что дальше?» И если у Гэри впереди по-настоящему много времени, Алана осознает, что у нее этой ценности поменьше.
Картину можно назвать «Амаркордом» режиссёра: личного взгляда на мир своего детства и ностальгии по прошлому в нем предостаточно. Это чувствуется, даже если не быть знакомым с биографией автора. Но если кое-что об этом разузнать, становится понятно, почему съемки происходили на его малой родине — маленьком городке Сан-Фердинандо, расположенном на северо-западе Калифорнии. А если понравится атмосфера этой картины и захочется узнать и понять о режиссёре ещё больше, можно посмотреть его «Ночи в стиле буги» (18+), «Магнолию» (16+) и «Врожденный порок» (16+).
Чудачества, дикие выходки, странные идеи и их реализация, безумные решения и поступки — «Пицца» насыщена всеми этими ингредиентами профессионально пропорционально, а все подобранные в ней актёры образуют редкую гармонию. При этом драматизма и, уж тем более, трагизма здесь нет. Как, впрочем, нет заумной философии и сексуальных сцен. В отличие от врывающегося на пьедестал «культового» сериала «Эйфория» (18+) платформы HBO и уже почти обосновавшегося там «Полового воспитания» (18+) Netflix.
Что касается странного названия новой картины Андерсона — никакого секрета в нём нет. Оно отсылает к сленговому выражению, давно вышедшему из речевого оборота: лакричными пиццами в Америке 70‑х в шутку называли виниловые пластинки, из-за схожести формы и цвета.
При всем сказанном выше фильм нельзя назвать идеальным. Идеальным он становится только в совокупности ему подобных работ. Тем не менее, если вы задаетесь вопросом, что показать ребенку-подростку или себе самому, чтобы «не было мучительно стыдно» всем сторонам — можно смело рекомендовать именно эту картину.