Все новости
Общие статьи
5 Мая 2022, 14:16

А была ли сумка?

Новый фильм «Герой» (16+) иранского режиссёра Асгара Фархади вышел в отечественный кинопрокат. Картина получила две награды на прошедшем Каннском кинофестивале и заслуженную волну положительных отзывов как со стороны профессионалов, так и синефилов.

А была ли сумка?
А была ли сумка?

Автор — Анастасия Ласточкина

 

Новый фильм «Герой» (16+) иранского режиссёра Асгара Фархади вышел в отечественный кинопрокат. Картина получила две награды на прошедшем Каннском кинофестивале и заслуженную волну положительных отзывов как со стороны профессионалов, так и синефилов.

Фархади небезосновательно называют флагманом современного иранского кино. Учитывая перманентное преследование иранских кинематографистов (если интересно, можно почитать про режиссёра Джафара Панахи) и религиозной цензуры в стране, ему до сих пор удается делать невозможное. А именно — оставаться аполитичным, снимая при этом правдивые и понятные с социальной и человеческой точки зрения картины. Призы на главных мировых фестивалях и повсеместная слава — очевидное тому подтверждение.
Режиссёр рассказывает простые житейские истории про «маленького человека», которому выпадает решать, преодолевать, бороться с самыми разными сложностями. И совершенно точно можно констатировать тот факт, что «одинокий голос человека» в его работах услышан, интересен и понятен зрителю любой страны.
Главного героя новой драмы зовут Рахим, он осуждён за долги, но на несколько дней может выйти из тюрьмы, чтобы навестить близких. По невероятному стечению обстоятельств его девушка находит сумку с золотыми монетами. И ровно в этот момент он оказывается на перепутье: расплатиться с долгами и выйти на свободу или найти владельца и вернуть ему найденное? Самое интересное, что выбор героя, все происходящее с ним и сам жанр фильма нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, перед нами разворачивается социальная драма, показывающая семейное и общественное мироустройство иранцев, с другой — это детектив, с третьей — самая настоящая притча.
Режиссёр всегда сам пишет сценарии для своих фильмов. В этой работе совершенно незаметным для себя образом зрители погружаются сначала в обманчиво простую и очень захватывающую историю про маленького человека и его неприятности, но затем находят себя один на один с вопросами совсем иного уровня. Моральные дилеммы без морализаторства, непродуманные действия и решения без осуждения, силы рока в действии без пафосного сопровождения соответствующими художественными средствами — все это есть в «Герое» и всё это погружает зрителя не только в просмотр происходящего на экране, а еще и в размышления и ассоциации о своей жизни.
При этом некоторые считают отсутствие манифестов в его фильмах чем-то слишком наигранным, вследствие чего сюжеты якобы становятся предсказуемыми. Но если внимательно приглядеться к героям его картин и новой в частности — все оказывается не так просто. Персонаж Рахима не состоит из условного черного и белого. В нём, как и полагается по-настоящему ценному образу, есть множество полутонов.
«Да что такого особенного сделал Рахим? Вернул найденную сумку? Это не великий поступок — это нормальный поступок, так должен делать каждый», — справедливо восклицает его рассерженный кредитор. В то время как сам Рахим заверчен вихрем таких обстоятельств, которые одних на его месте приводят к танцу Джокера, других — «к полной гибели всерьёз», а иных лишают всякого человеческого достоинства. В случае с «Героем» — последнее точно не про него, а это уже немало.

А была ли сумка?
А была ли сумка?
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: