Автор — Анастасия Ласточкина
«Нелегал» (16+) — новый фильм режиссёра Дмитрия Давыдова, самого известного представителя кинематографического «якутского бума», прогремевшего в 2009–2010 гг. Для самого автора уникальностью этой работы является то, что ее продюсерами стала московская команда. Режиссурой же и сценарием традиционно занимался исключительно он сам.
Удивлением для зрителей, скорее всего, станет тот факт, что Дмитрий — в прошлом школьный учитель, открыл видеоклуб в родном поселке, снимал любительские фильмы и там же их показывал. Затем стал больше и больше изучать кинематограф, вдохновляться и снимать полноценные картины. «Такая двойная жизнь супергероя: учитель — днем, вечером — режиссёр», — говорит он.
Большой успех пришел к нему с выходом фильма «Пугало» (16+) в 2020 году (на якутском языке с русскими субтитрами) про знахарку и отшельницу, которая лечит людей, несмотря на унижения с их стороны. Картина пошла в программы международных фестивалей, получила Гран-при «Кинотавра», где его единственную профессиональную исполнительницу главной роли признали лучшей актрисой.
По сюжету нового фильма Давыдова — молодой мигрант из Бишкека приезжает в Якутск, но не в поисках работы, как может показаться, а с загадочной целью –доехать туда, никто не знает куда. Ближе к финалу картины эта деталь прояснится, но тем зрителям, кто любит, чтобы все было понятно как можно скорее, придётся потерпеть. На пути к цели героя ждет невообразимое количество препятствий, создаваемых самыми разными людьми: от бездушных полицейских и местных жителей до разгневанных бандитов и случайных встречных.
«Чё вы все сюда прётесь?» — спрашивает у безмолвного Нелегала (его имя мы так и не узнаем) страж порядка. Ответом ему и зрителям будет тишина. А вот отправной точкой выбора именно такой темы режиссёр называет реальные протесты против мигрантов, случившиеся в Якутии в 2019 году. Кроме того, в фильме есть еще несколько элементов, основанных на реальной жизни: например, сцены с торговой точкой на рынке и бандитская разборка с участием представителей разных диаспор. Благодаря чему картину сравнивают с работами Алексея Балабанова. Но если добавить к этому тему маленького человека-одиночки, потерянного и непонятного с полуслова, такое сравнение не представляется уместным. Хотя сам режиссёр называет балабановского «Брата» (18+) в числе любимых историй «праведного гнева, который обрушивается на врагов во имя справедливости от маленького человека, который может постоять за себя и защитить близких».
Интересно, что многие сравнивают героя этого фильма также с персонажем ДиКаприо в «Выжившем» (18+), хотя сам режиссёр предлагает считать его классическим «романом воспитания» со всеми присущими ему взлётами и падениями, осознаниями и возмужаниями.
Действительно, стоит только оторвать взгляд от социальной составляющей — в картине обнаруживается огромное поле экзистенциального. Шагать по которому, как завещали некоторые режиссёры (например, повелитель этого жанра Микеланджело Антониони), больно, грустно и трудно, но никуда ты с него не денешься и не свернёшь, раз уже оказался (что проще простого!) там.