Автор — Анастасия Ласточкина
Документальный фильм «Голоса Арктики» (6+) Ивана Вдовина появился в июньском прокате. Место действия этой без преувеличения масштабной и уникальной работы — Ямал, Ненецкий автономный округ и Республика Саха (Якутия). Съёмки проходили в экстремальных погодных условиях, а каждая новелла, по словам авторов, — это история про людей, которые «держат путь домой».
Картина разделена на три части: «Сватовство», «Красный снег», «Родные». В каждой из них — невыдуманные сцены из жизни жителей заполярного круга, небольшие бытовые зарисовки, интервью, звуки и голоса. Соединением всего перечисленного занимается Денис Симачев — именно ему, известному в России и за рубежом дизайнеру и модельеру, а также ресторатору и диджею, досталась роль так называемого «собирателя фольклора». Итогом его экспедиции стала коллекция 12 этнических голосов, из которых затем был создан альбом «Арктика» и эксклюзивная коллекция виниловых пластинок.
Традиции и современные технологии, размышления и попытки малых народов сохранить и передать новому поколению свою культуру — кажется, что с интересом наблюдать за всем этим можно гораздо дольше отмеренных авторами 86 минут.
Героиня первой новеллы — молодая ненка Масне. Она успешно совмещает съемку ТитТока и традиционную семейную жизнь (едет со своим женихом в гости к родителям в чум), рефлексируя о другой жизни на Большой земле. Во второй новелле мы знакомимся с семьей язычников, шаманов и одновременно владельцев мастерской по пошиву народной одежды. Съемки третьей новеллы проходили в городе Якутске, где авторы снимали Николая Курилова, юкагирского поэта, писателя, художника. Это он написал стихотворение «Родное», ставшее культовым благодаря фильму «Брат‑2». «Нас он заинтересовал не как автор нашумевшего стихотворения, а как представитель малого народа — юкагиров. Их осталось около 1500 человек. И Курилов как настоящий супергерой занимается сохранением этой культуры, чтобы передать ее потомкам», — отмечает режиссёр. Интересно также, что автором этого стихотворения долгое время считался советский поэт Орлов, в интерпретации которого финал звучит не как в оригинале: «… Всё, что рядышком со мною, — Это всё моё родное! Как же мне в краю родном/Не заботиться о нём!» В фильме можно услышать этот текст на юкагирском.
Основным посылом картины авторы просят считать то, что у каждого человека есть что-то родное, что важно ценить: культура, традиции, то, что он впитал через своих родителей, семью, народ. Можно сказать, что донести задуманное у них вполне получилось. Правда, не совсем уж без претензий по отношению к самолюбованию в кадре сквозного героя Дениса Симачева. Особенно очевидно это становится в финальном кадре и далее на протяжении всех титров: его проезд на вездеходе в прозрачной кабине, обклеенной неоновыми лампами — с диджейским пультом и огромными колонками, из которых доносится будущий саундтрек, основанный на записи фольклора местных жителей. На фоне всего увиденного и услышанного в картине эта сцена кажется как минимум безвкусной. Но когда думаешь о том, что в том числе благодаря людям с такими возможностями и известностью удастся сохранить что-то важное фигура Симачева становится во всем этом процессе не более чем безымянным техническим приспособлением.