Автор — Анастасия Ласточкина
«Матрица: Воскрешение» (16+) – продолжение легендарной трилогии, созданной на этот раз только одним ее автором – Ланой Вачовски.
На вопрос «Зачем?», она ответила так: «Я говорила всем в течение 18 лет, что не хочу снимать очередное продолжение. Но потом в моей жизни случилась трагедия, мои родители умерли, и мне нужно было что-то, что помогло бы мне справиться с горем».
Успешный геймдизайнер и демиург трилогии игр «Матрица» продолжает заниматься своими рутинными рабочими делами и однажды замечает небольшой сбой в системе. Свои человеческие структуры, особенно после попытки суицида, он периодически редактирует с помощью психотерапии и таблеток, но вдруг начинает сомневаться в реалистичности собственной жизни.
В неспешно уходящем 2021 году, когда мировые границы остались по-прежнему закрытыми для подавляющего большинства людей, а в реальности всего происходящего, уже мало кто сомневается, Лана Вачовски преподносит всем нам такой подарок, от которого сложно отказаться. Забавно, что слоганом первой «Матрицы» (1999 год) была фраза «Добро пожаловать в реальный мир», а в новой картине — «Выбор за тобой». И то и другое звучит сейчас скорее издевательски по отношению к миру за киноэкраном, но внутри него «говорит и показывает» очень странную, смешную, нелепую, но всё-таки надежду на то, что «всё будет хорошо».
Итак, перед тем как принять подарок, попытайтесь посмотреть или пересмотреть любой из первых фильмов трилогии. Да-да, ту самую «Матрицу», «Революцию» и «Перезагрузку» Лоренса и Эндрю Пола Вачовски, публично ещё называвшими себя тогда братьями.
А нужно это для того, чтобы лучше понять уровень иронии с прибавлением к ней «само», «пост» и «мета», бегущей как «сумасшедший с лезвием в руке» (или кэрролловский кролик — кому как больше нравится) перед глазами каждого смотрящего на экран. Эффект от такой гонки (или погони?) получился весьма жизнеутверждающий и немного даже со слезоотделением, потому что как без них в историях о любви? Тем более в таких сложносочиненных.
«Придумывание истории, в которой два человека возвращаются к жизни, было исцеляющим и утешительным, и я не занималась самокопанием, я просто написала это, и даже не знала, что собираюсь с этим делать. Но затем я прочитала часть истории коллеге, и она сказала: «Боже мой, ты должна рассказать её всем», — комментирует Лана.
Главными героями «Воскрешения» становятся Нео, Тринити и Морфеус, а также несколько новичков, помогающих или противостоящих им. Для героя Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс мир изменится настолько, что в настоящем они не будут помнить друг о друге и жить в параллельных реальностях. Спасать мир от машин больше не нужно (в последней части трилогии Нео пожертвовал собой как раз ради этого), а Тринити вполне себе счастлива с мужем и детьми, которые теперь манипулируют ею ничуть не хуже, чем в свое время это делал Архитектор с Нео. Но где теперь его настоящая реальность? Герои сами управляют своими жизнями или это все иллюзия? Где Нео взять мудрость, чтобы отличить одно от другого?
Вачовски никогда не скрывали, что упаковали много серьезных и философских вещей в яркую развлекательную обертку. Кажется, именно в этой части уровень ее блеска стал самым ярким за всю историю «Матриц». Что неудивительно, учитывая, сколько интернета утекло с 1999 года и что «Избранное» сейчас — всего лишь фотоальбом в смартфоне. Культура, цензура, тренды — источники этого сияния. А любовь Нео к Тринити — то самое «вспомни меня», написанное на заборе в давно не существующем или просто стертом из памяти городе. Способное, следуя логике Вачовски, не только убить, но и воскресить, независимо от не/реальности мира в котором ты сейчас проживаешь.