Автор — Светлана Платонова
«Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия». Опять эти пушкинские слова неотвратимо приходят в голову, когда слушаешь Антона Павловского и Рустама Шайхутдинова. Открывая несколькими словами концерт 4 января 2022 года в Органном зале Башкирской филармонии, Рустам интонировал именно «в поле любви». Этим чувством оказались пронизаны все сочинения, прозвучавшие в той программе, все анонсы и отзывы на прошедший вечер. Обе песни Рихарда Штрауса – «Ich trage meine Minne» («Я ношу свою Минне с блаженством молча в своем сердце и в своем уме…») и «Zueignung» («Преданность») – о любви (можно почитать, как страстно, без памяти композитор любил свою жену). Наш Антон какое-то время назад переложил эти песни для виолончели и фортепиано, они ждали своего времени… И виолончельная соната того же Штрауса, написанная, когда автору было 17 лет, – дань романтизму «мендельсоновских» чувствований.
Бородинская Соната для виолончели и фортепиано родилась в немецком городе Гейдельберге, где будущий великий химик, во время усовершенствования в европейских лабораториях, повстречал свою будущую супругу пианистку Екатерину Протопопову (он впоследствии написал знаменитый лиричнейший «Ноктюрн» Второго квартета и делился с женой — «это в память о нашем первом гейдельбергском любовном признании»). Соната — редко исполняемое сочинение (была по каким-то черновикам Александра Бородина окончена Михаилом Гольдштейном) — была также и данью любви автора «Князя Игоря» к творчеству несравненного предшественника всех полифонистов — Иоганна Себастьяна Баха: именно тема одной известной его скрипичной фуги, как прочный фундамент, легла в основу мелодики всего виолончельного опуса. Пришедшей на камерный концерт публике баховский вариант, в плане просвещения, сыграл скрипач Алексей Воронин (спасибо ему!) — и сразу стало слышно, как талантливо русский автор «перечувствовал» немецкий оригинал на российский, русский манер.
«Русская песня» (или «Песня Параши») из оперы Игоря Стравинского «Мавра» по пушкинскому «Домику в Коломне», переложенная для виолончели и фортепиано, повествует с грациозным изяществом и неизбывным юмором — тоже о страсти — дворянской девицы, когда она «уж неделю не видалась» со своим «объектом»… («Друг мой милый, красно солнышко моё, Сокол ясный, сизокрылый мой орёл, Уж неделю не видалась я с тобой»)… Игру акцентов, масштабов, ладовых оттенков в великолепном исполнении нашего дуэта зал вкушал, как и все номера программы, мне показалось, как аромат дорогих духов…
И как осмелились Антон и Рустам дать на бис (!) подряд пьесы антагонистов Александра Скрябина и Сергея Рахманинова? Оказалось, в романтическом выражении любовных чувств, представленных нам в «Романсе» Скрябина и Аndante Рахманинова (III часть виолончельно-фортепианной Сонаты) — как близки эти два русских гения! Одному юному виолончелисту, ученику Марка Афанасьева, из всей программы больше всего пришёлся по душе именно Скрябин, а в плане тембровой краски, пронизывающей атмосферу Камерного зала, — мягкость звука виолончели. На сайте филармонии автору этих строк повстречался отклик, описывающий родство обликов самих исполнителей: со-чувственность творческих индивидуальностей, таинственность единящей их обоих рождественской сказочности…
Зал был отнюдь не «профессиональным» (сужу по аплодисментам между частями циклических произведений), в то же время — как бы заранее сердечно открытым навстречу любимым «прославленным землякам» (эти слова как лейтмотив «сияли» в Нете)… Наполненность эмоциями в момент окончания всей программы — «не расплескать!» — побудила некоторых горячих поклонников сберегать тепло, влившееся в сердце со сцены, и без суеты дежурных поздравлений отправиться домой — «дочувствовать»…
Такой концерт именно «обречён» был на разговор. Опытный оратор Рустам и осваивавший разговорный жанр Антон лишили событие вовсе не необходимых констатаций — регалий, наград, званий, должностей. Не за это мы их любим… Отсутствие «официоза» тоже было «в стиле» события… Все согласились, что рассказы Антона о произведениях очень помогали восприятию. Один момент. Действительно, зал дружно засмеялся, когда Антон без запинки отрапортовал всё (!) о Бородине-химике — и о его «химической» диссертации, и о веществах-альдегидах, и об открытых им реакциях несходных элементов и соединений…
Предвзятые знакомцы констатировали: как изменился Рустам! Как взаимодействовал со своим инструментом Антон! (что имели в виду?). Но правы все те, кто услышал тонкое обоюдно дополняющее единение дуэта, не побоимся выразиться словами Святослава Рихтера — дуэта, «созревшего до гениальности»… Авторитетное мнение многих: и композитора Ильдара Хисамутдинова, и педагогов Марка Афанасьева, и Михаила Кочурова (перед бисовой пьесой Рахманинова их попросили подняться и подарили им самые сильные овации), и дирижёра Валерия Платонова — высокий профессионализм, мастерство, красота человеческой зрелости талантливых музыкантов побуждает ждать их Музыки с неудовлетворимой надеждой. Может, эти ощущения любви скрыты в самом пути к данному концерту? Вот слова Рустама: «Все музыканты — немного дети, и первый концерт наступившего нового года — всегда особенное событие. Возможность сыграть концерт в родном городе в стенах Башкирской государственной филармонии — это для нас особые ощущения, особая удача. Я хочу поблагодарить за это мою многолетнюю коллегу по кафедре специального фортепиано Уфимского института искусств, ныне министра культуры Амину Шафикову», — сказал он, завершая вступление. И уместно будет вослед, обобщая настроения слушателей, привести комментарий самого министра культуры Башкортостана Амины Ивниевны Шафиковой (с сайта «Башинформ»): «Очень достойный концерт с серьёзной программой. Все мы, кто сейчас в зале, многие годы наблюдали творческий рост двух наших земляков‑музыкантов, которые сегодня преподают в ведущих творческих вузах Москвы. Получилось такое хорошее творческое начало 2022 года. Замечательные ребята, которыми мы гордимся, была большая радость их сегодня услышать. Надеемся, что увидим их выступления ещё не раз».