Все новости
Новости
29 Марта , 00:09

Коронованная Луной

В Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова в рамках проекта «Художники России» экспонируется выставка молодого омского художника Полины Заремба «Свет Луны».

Коронованная Луной
Коронованная Луной

Автор — Светлана Игнатенко, искусствовед

 

В Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова в рамках проекта «Художники России» экспонируется выставка молодого омского художника Полины Заремба «Свет Луны».

Выставка в Нестеровском музее — очередная персональная выставка Полины. Прежде чем экспонироваться в Уфе (а Полина мечтала об этом давно, говоря, что это её первая выставка в государственном художественном музее, да к тому же в одном из старейших в России!), она показывала свои произведения в лучших галереях и центрах современного искусства страны. Среди них — галереи «Варшавянка», Bis Art Gallery и Центр современного искусства Винзавод в Москве, Музей современного искусства «Артмуза» и галерея «Священная корова» в Санкт-Петербурге, галерея «Частная коллекция» в Новосибирске и галерея современного искусства «Отдел» в Красноярске, Дом художника в Омске и Дом творческих союзов в Новокузнецке. И всякий раз её выставки становились событиями. Что же касается Башкортостана, то здесь Полина не впервые: в 2020 году она экспонировала персональную выставку «Танцующая звезда» в Стерлитамакской картинной галерее — филиале Нестеровского музея. А познакомилась с нашей республикой, правда, заочно, ещё раньше — в 2018 году, став лауреатом Всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвящённого 100‑летию Башкортостана. Отмеченная лауреатским дипломом, её картина «Мечеть» была, по условиям конкурса, закуплена в собрание музея и тоже экспонируется на выставке.
Полина сегодня — кандидат в члены Союза художников России (в Омском Союзе художников сохранилась, к счастью, эта правильная и практикуемая в советские времена членская категория) и лауреат ряда престижных всероссийских и межрегиональных выставок-конкурсов. Особое место среди них занимают всероссийские конкурсы «Молодые пастелисты России», посвящённые народному художнику РСФСР, члену-корреспонденту Академии художеств СССР, профессору живописи, почётному гражданину г. Омска А. Н. Либерову (1911–2001), и межрегиональные выставки «Аз. Арт. Сибирь» в Барнауле. На либеровских конкурсах Полина участвует как пастелист и уже дважды удостаивались лауреатских дипломов в номинации «Оригинальные стилистические решения в технике пастели». Но не только пастель входит в её графический арсенал: она с восторгом работает в материалах и техниках рисунка, о чём свидетельствуют успешные выступления на Елабужской биеннале уникального рисунка в 2017 и 2019 годах. Одним словом, в Уфу Полина приехала в статусе одного из самых неординарных и самодостаточных молодых художников Сибири, чьи произведения не только экспонируются, но и хранятся в лучших галереях страны и в отечественных музеях.
Полине чрезвычайно повезло с родителями. Она родилась в 1997 году в семье известных и, на наш взгляд, одних из наиболее талантливых сибирских живописцев — Евгения Юрьевича и Лидии Александровны Заремба. С детства впитавшая в себя запах красок и неповторимую образность произведений родителей, она счастливо сформировалась под этим желанным для любого начинающего художника арт-«гнётом». Для неё, как и для её родителей, культ профессионального мастерства, качественность живописи стали главными ориентирами — ориентирами в том безбрежном море тем и образов, тех стилистических экспериментов, которым она с удовольствием отдаётся. Яркая, несколько эпатажная, эмоциональная, открытая, имеющая на всё свои собственные суждения и одновременно по-девичьи трогательная, Полина Заремба сразу запоминается как личность. И при этом сложно не увидеть в её творчестве ту органику, которая олицетворяет логическую прямую «личность творца — произведение искусства», сегодня, кстати, не столь частую. И экспонироваться Полина начала рано — в 2014 году, на первом курсе факультета искусств Омского государственного педагогического университета. Поэтому не случайно, что о ней много пишут. В одной из статей читаем: «Полина предпочитает работать в жанре абстрактного экспрессионизма, черпая вдохновение из реальных архитектурных ансамблей и урбанистических пейзажей. Для неё как для живописца интересен цвет. Торжество цвета — ключ к восприятию абстрактной живописи. Путь от робости перед мощью колористических решений к овладению стихией цвета, к свободе цветового выражения, эмоционального выплеска. Эта живопись не презентует реальность такой, какая она есть, а предполагает активную работу эстетического восприятия, творческого сознания зрителя. Работа должна быть живая, наполненная, проявленная, шевелящаяся, вибрирующая как живое существо, от неё должно исходить тепло живого тела, даже если внешне оно очень спокойное». Именно цвет, а вместе с ним — фактура стали для Полины главными «строителями» смысла и настроения образа. На этом пути она — верная дочь своего отца. Для неё, как и для Евгения Зарембы, абстракция с её нерегламентируемым колоризмом и сверхпластической свободой и есть свобода творческая. Только такая свобода позволяет, исследуя реальность (город, природу, человека и всё, с ними связанное), выражать своё к ней отношение и… познавать себя. Полина признаётся: «Для меня абстракция — это хождение по цветным снам, где я могу написать саму суть цвета, его энергетику. Мой тревожный сон перерастает в борьбу с реальным противником, с Луной, которая в конечном счёте сдаётся, и восторжествует цвет, полностью выражающий её непоколебимое влияние на человека». Отсюда, из этого откровения, как считают многие исследователи, мощный и динамичный цвет и разнообразная фактура. Её колорит разный: то мягкий, близкий по тональности к пастельному, то чрезвычайно активный. Её цвет вибрирует, гладкая фактура вдруг начинает «спорить» с почти бурлюковской пастозностью, что в ещё большей степени подчёркивает «игру» тонких и сложных в оттенках серых, бежевых, жёлтых, голубых, лиловых, жемчужных тонов. Её цвет в своей первооснове, в своей живописной матрице как будто вобрал в себя сияние Солнца и Луны, что выражается и в самой живописи, и в названиях произведений. Вслушайтесь: «Серебро», «Синий янтарь», «Бирюза с янтарём», «Полнолуние» и, конечно же, «Свет Луны» — название, ставшее названием выставки. Полина поясняет: «Свет Луны — ошеломляющий удар: ночь, жёлтое свечение вызывают избыток чувств, воспоминаний, переходящих из одного в другое. Одиночество, ощущение себя совершенно одной в большом мире — как полная Луна на фоне звёздного неба».
Но… В экспозиции выставки, наряду с абстрактными композициями, представлены и вполне реалистические пейзажи, открывающие нетленную красоту архитектуры. И здесь Полина предстаёт совершенно иной: внимательным и бережным исследователем натуры, памятников архитектуры, которые под её кистью как будто оживают, стряхивая с себя бремя времён. Древние Тобольск, Суздаль, храм Покрова на Нерли, монастыри, мечети, Венеция… Но и они, как правило, наполнены тайной вечера, предчувствием ночи, окроплены дождём, окутаны туманом или освещены предзакатным солнцем. Полина постоянно, как девиз, повторяет свои же слова: «Живопись должны быть настоящей. Такой, которая несёт остроту восприятия, мимолётный исчезающий образ чего-то тревожного, недосягаемого, живого». Достаточно посмотреть выставку «Свет Луны», и сторонников Полины Зарембы прибавится в разы. И даже если кто-то пока ещё не готов к восприятию абстрактных композиций Полины, но не оценить красоту её живописи и качественность мастерства просто невозможно.

Коронованная Луной
Коронованная Луной
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в