Автор — Людмила Гориченская
В концепцию Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России и в основные события его программы активно включились многочисленные фольклорные коллективы Республики Башкортостан и в их числе – народный башкирский фольклорный ансамбль «Дуслык» – «Дружба» культурно-досугового центра «Агидель» города Салавата. Уже с первых аутентичных программных выступлений ансамбля у зрителей города проявился неподдельный интерес к истокам национальной башкирской культуры, обычаям и традициям рода юрматы Южного региона республики. Шежере племени юрматы повествует о событиях, которые в той или иной степени имели отношение ко всей территории Южного Башкортостана, а также содержит сведения по социальной структуре, этнической истории, внутренней организации племени. По занимаемой территории и численности население юрматынцы входили в число наиболее крупных башкирских племён. В Стерлитамакском районе установлен мемориальный комплекс «Земля Юрматы», в городе Ишимбае расположен музей «Юрматы».
Свято берегли землю рода юрматы прадеды, деды, отцы её бескрайние просторы — поля, леса и горы, на территории которой возникали цивилизации, появились разные народы и культуры. В процессе своей истории башкирский народ нашёл надёжный оплот и основу своего развития на этой обетованной земле. Народный фольклорный башкирский ансамбль «Дуслык» — «Дружба» культурно-досугового центра «Агидель» города Салавата собирая, как пазлы, свои знания о бесценном культурном опыте своего народа и поколений рода юрматы, своими выступлениями актуализирует их в современной действительности.
Коллектив с историей длиною более двадцати лет был удостоен почётного звания «Народный» в 2005 году, и с тех пор ни одно крупное мероприятие в городе не обходится без творческих зрелищных выступлений любимого зрителями ансамбля, ведь фольклор — это всегда живой мостик, связующий народы. И эти проникновенные народные выступления придают любому значимому событию особое, неформальное и поистине народное настроение и являются основой для сотрудничества между представителями самых различных национальностей, коих в городе немало. Два десятилетия участники коллектива принимают участие во всех городских, республиканских и межрегиональных конкурсах, смотрах фестивалях. Синтез использования нематериального культурного наследия с активным внедрением в городские праздники под открытым небом — День города, День Победы, Сабантуй, Ураза-байрам, Курбан-байрам фольклорных номеров даёт обоим направлениям новые векторы развития. Отрадно, что на мероприятия, проводимые КДЦ «Агидель», в городе большой спрос, а обоюдная острая востребованность — во многом успешный результат удачной творческой работы коллектива «Дуслык». Помимо концертной деятельности ансамбль занимается постановкой музыкальных спектаклей и скетчей, что всегда вызывает шквал аплодисментов на их отчётных выступлениях.
Сегодня в составе коллектива двадцать участников в возрасте от шестидесяти до семидесяти пяти лет. И всех их объединяет талант исполнителей, досконально знающих свою родную башкирскую культуру, преданно готовых служить её популяризации не только у себя в городе, но и за его пределами. Калейдоскоп народных инструментов — курая, кубыза, баяна, мандолины, гармони — ярких аутентичных костюмов, народных наигрышей и виртуозных традиционных башкирских мелодий — всё это ансамбль «Дуслык».
С декабря 2020 года руководство ансамблем возглавила Минсара Миннибаевна Романова, имея за плечами большой опыт работы в городе с фольклорными коллективами. Окончив в 2010 году Башкирский республиканский техникум культуры в городе Стерлитамаке по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» и получив квалификацию «Руководитель творческого коллектива, преподаватель», смело окунулась в работу с татарским фольклорным коллективом «Сандугач» КДЦ «Агидель». Тесно сотрудничая с композитором Назирой Ишкуловой, записала музыкальный альбом лучших современных композиторских песен. С 1973 года занималась в башкирском фольклорном ансамбле ДК «Нефтехимик» и как талантливая певица была приглашена солисткой в творческий коллектив — фольклорный ансамбль «Ильхам шишмэхэ» ДК «Строитель». Сегодня, возглавив «Дуслык», Минсара Миннибаевна создала для жителей города песенные «Башкирские гостиные», в которой «на всю округу» зазвучали башкирские старинные песни: «Ҡунаҡ ҡаршылау», «Ҡарабай», «Түҙерлитә», «Гөләлә», «Тирәтләү», «Бада, бада», «Баҫ әле станокка» керәшен йыры, «Сонайым», «Мирфәйзә», «Дубыр-дуба», «Егет йыры», «Голнәзирә», «Тирәккәйем», «Бейеү таҡмаҡтары», «Косилка-молотилка». Слушатели с восторгом восприняли и исполнение современных композиторских произведений: «Бүләк» (ансамбль «Ант»), «Таҡмаҡтар» (Ф. Узенбаева), «Кис ултырып ҡыҙҙар сигеү сигә» (сл. М Карима, муз. Ю. Узенбаева), «Ап-аҡ ҡарҙар яуа» (сл. Ф. Терегулова, муз. З. Шакирова), «Сайҡалалар кәмәләр» (сл. и муз. Г. Альмухаметова), «Аҡ ҡылган» (сл. Г. Бикбулатова, муз. Р. Бикбаева), «Сәләм дуҫлыҡтан» (народная), «Дуҫлыҡ йыры» (Ф. Тямаев), «Еңеү көнө» (сл. Нугаева, муз. А. Такиуллова), «Зәйтүнәкәй» (А. Бахтиев), «Сәләм һеҙгә» (В. Газизов), «Хушлашыу» (народная), «Бәхеттә-шатлыҡта» (Н. Шаймарданов), «Дустарға» (И. Галимов), «Матур йәйзәр» (Ф. Узенбаева).
Талантливый музыкант аккомпаниатор ансамбля Радик Фарвазович Мухамадиев помогает в работе фольклорного ансамбля с различными стилевыми особенностями башкирских народных песен, а также с особенностями местного фольклора рода юрматы. Под его руководством Фруза Шайхисламова играет на гармошке, Рима Шамбазова на мандолине, Минлинур Хакимов на бубне, Зайтуна Кашапова на кубызе и мандолине, Аида Рахматуллина на ударных напёрстках. Ишгали Даминов — поэт песенник сочиняет собственные произведения для певческой группы ансамбля. А все вместе с вокальной группой вдыхают новую жизнь в звучание старинных народных башкирских мелодий. Переосмысленные в современных ритмах, в окружении современных форм бытования или в стиле эстрадного шоу любимые народные мелодии становятся интереснее молодой публике.
А народные обряды в современной подаче вызывают большой интерес у салаватских школьников и студентов. Богатый краеведческий материал, красочные выступления со старинными обрядами ненавязчиво заставляют зрителя перенестись на столетия назад, в ту эпоху, где были ещё живы и представлены все локальные традиции. В начале текущего года школьникам была представлена интерактивная программа «Культурное наследие башкир», подготовленная «Дуслыком». Билеты на представление школьники приобрели по «Пушкинской карте». «Культурное наследие башкирского народа» — основная тема мероприятия, в рамках которого был продемонстрирован народный обряд «Аулак ой» в переводе означающий «Свободный дом». В народной традиции существовал обычай — когда родители уезжали из дома, девушки приглашали к себе подруг, занимались рукоделием, общались, пряли пряжу, вязали, играли на музыкальных инструментах, плясали, рассказывали произведения народных сэсэнов‑сказителей. А ребята плели лапти или вырезали фигурки из дерева. Рабочий процесс переплетался с играми, танцами и песнями. А яркие нарядные национальные костюмы, весёлые песни, задорные танцы — всё это придавало празднику особую аутентичную атмосферу.
Заслышав девичье пение, парни громко стучали в дверь и окна, и начинались молодёжные игрища «Киске уйын». Учащиеся же окунулись не только в старинную атмосферу праздника, но и приняли участие в старинных играх «Колечко» и «Белый тополь, синий тополь». В завершение праздника все вместе смогли потанцевать под современные башкирские плясовые мелодии, вдоволь отведать блюда национальной кухни.
Башкирские народные праздники «карга туй» («грачиный праздник»), праздник плуга Сабантуй, летний йыйын (праздник общий для нескольких деревень, а в более далёкие времена — племени, волости) также гармонично встроены в праздничную программу ансамбля «Дуслык». Помимо этого, в репертуаре коллектива обряды имянаречения — «Исем кушыу», обряд «кукушкин чай» — «кекук сэйе», а также старинные свадебные обряды. На этих праздниках в полной мере иллюстрируется художественно-поэтическое дарование башкирского народа, ярко воплотившееся в песенно-музыкальном творчестве. Исполняются песни эпические (о батырах, народных заступниках, о родном крае и так далее), лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические), которым присущи свои поэтические и музыкально-мелодические особенности. Для широкоплановых эпических песен характерна протяжная мелодия (озон кой) со сложным орнаментальным рисунком, а лирические и бытовые песни исполняются в размеренном (халмак кой) и быстром (кыска кой) темпе. Важное место в песенном репертуаре ансамбля принадлежит частушкам (такмак). Разнообразны и плясовые мелодии. Каждое выступление ансамбля становится современным центром воспитания и социализации молодёжи. На их театрализованных народных представлениях исполняются старинные героические песни, рассказываются предания. Подрастающее поколение, слушая мудрое слово аксакалов, приобщается к национальной истории, этике, обучается песням, танцам, сплачивается вокруг духовных идеалов своего народа. У Р. Бикбая есть стихотворные строки, опоэтизировавшие суть обряда:/«Обычай дедов был суров и строг:/Для гостя — и приют, и угощенье./Пусть даже враг ступил на твой порог —/Он тоже гость, и так же он священен./И не возникнет в доме свар и драк,/Ждёт гостя конь, оседланный и сытый./И лишь когда аул покинет враг —/Рванутся в степь вослед за ним джигиты»/.
В копилке ансамбля немало достижений на фестивалях и конкурсах различных уровней и степеней.
Почему «Дуслык»? Весь секрет в дружбе внутри ансамбля. Магическая тёплая атмосфера в коллективе сохраняется и на сцене, и на репетиции, и в жизни. В общем большая и дружная семья, всегда готовая дарить и нести культуру башкирского народа в массы.