Автор — Азалия Балгазина
К 125-летию со дня рождения С.В.Волкова-Кривуши
Сергей Викторович Волков‑Кривуша (1897–1976) – известный в республике театральный деятель, театровед. Автор множества публикаций о театре, очерка об истории становления и развития Русского драматического театра в 1930–50‑е гг., различных сценариев, свыше 15 пьес, в том числе поставленных в Башкирском театре кукол («Золотая роза», «Опасный перекрёсток», «Ямбо Конго»), Русском драматическом театре («С его именем в сердце»). Руководитель различных театральных трупп, главным образом агитбригад (агиттеатров). Творчеству одному из агиттеатров – «Шестерёнка» и посвящена эта статья.
С конца 1920 гг. широкое распространение и популярность получили профессиональные и самодеятельные агитационные эстрадно-театральные коллективы, пропагандирующие «новое революционное искусство», трудовой энтузиазм и «великие общественные цели». Агитбригады, как зачастую их называли, выступали на стройках, заводах, в колхозах, клубах, предприятиях. В 1923 г. в Москве был организован коллектив «Синяя блуза» (создатель Б. Южанин), участники которого выступали в синей блузе — обычной одежде рабочих. Уже через некоторое время в стране насчитывалось около 400 подобных коллективов. Были они и у нас в республике. Одна из уфимских «Синих блуз» работала при Клубе советских и торговых служащих, сокращенно именовавшиемся «Клуб С. Т. С.». В марте 1927 г. к обязанностям руководителя коллектива приступил С. В. Волков‑Кривуша. Репертуар «Синей блузы» состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события. Тематика была злободневной, в ней сочетались героика и патетика, сатира и юмор. Агитбригада выступала с пропагандистскими стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами. Участниками были любители, они же были и художниками-бутафорами и костюмерами-реквизиторами. Спустя некоторое время две «Синие блузы» — клуба С. Т. С. и Башпрофсовета объединились. Осенью 1929 г. Волков‑Кривуша стал руководителем «Синей блузы» Белорецкого металлургического завода. Чтобы отличить агитбригаду металлургов от других «Синих блуз», её назвали «Шестерёнка». Выступления в клубах и цехах с местным злободневным материалом имели большой успех среди рабочих.
Спрос на выступления «Шестерёнки» был настолько велик, что райком металлургов решил профессионализировать агитбригаду. Но большинство белорецких кружковцев отказались менять свою профессию на шаткое положение артиста. Особенно этого не хотели девушки: «Ежели я актёркой стану, кто меня потом замуж возьмёт», — говорили они. Пришлось вызвать «синеблузников» из Уфы, и «Шестерёнка» завертелась. Исполнялись уже шедшие в Уфе номера, быстро готовились новые, т. к. завод предъявлял требование: дайте больше действенных номеров из жизни цехов, называйте лодырей, пьяниц, рвачей по фамилиям! «И вот на сцене появлялся нерадивый рабочий — собственник земельных угодий, в пору сенокоса по неделям не являвшийся на завод. Он пел злободневные куплеты… держась за коровий хвост»1. Применялись номера-каркасы, т. е. в постоянно идущий текст вставлялись местные факты и фамилии. Волков‑Кривуша писал: «Помню, в дни коллективизации выступление в селе Ломовка. Едва мы начали концерт, как нас предупреждают: «Скорее заканчивайте, кулаки с кольями в клуб идут». И нас по одному, задами и огородами по рыхлому талому снегу выводят к железнодорожной станции. Но, увы, последний поезд уже ушёл, и мы двенадцать километров, как заправские старые актеры, шагали пешком по шпалам до Белорецка»1. Авторитет «Шестерёнки» рос с каждым днем, её награждали дипломами, грамотами, ценными подарками, например, такими: «красная доска с прикрепленной к ней настоящей шестерёнкой», «медный слиток» от шахтёров Баймака, «настоящий отбойный молоток» (правда, неисправный) от копейских горняков, «Красное знамя» от Башпрофсовета. Спустя некоторое время, культфонд профсоюза иссяк, и коллективу предложили снова стать самодеятельным. Приехав из Белорецка в Уфу, «Шестерёнка» становится агитбригадой Башпрофсовета, а чуть позднее стала именоваться как Театр малых форм «Шестерёнка» при Б. С.П. С., а затем Музыкальный театр Б. С.П. С. «Шестерёнка». Труппа пополнилась «синеблузниками», не выезжавшими в Белорецк. Улучшилась подача материала, постепенно артисты научились импровизации. Поначалу все тексты собирал и писал сам Волков‑Кривуша, позднее стал привлекать артистов, некоторые из них даже стали стихотворцами. В 1932 г. (05–15 августа) «Шестерёнка» участвовала во Всесоюзной олимпиаде самодеятельного искусства, проходившей в Москве, и получила положительный отзыв. Труппа также выступала на строительстве кинотеатра «Ударник» (позже — Дом культуры им. М. И. Калинина), железной дороги Уфа — Ишимбай. Центральный журнал «За рулем» посвятил материал работе «Шестерёнки» в борьбе с бездорожьем в Башкирии: «В 1933 г. Башкирия добилась известных успехов в дорожном строительстве с трудоучастием населения. Если в 1932 г. план дорожных работ был выполнен лишь на 70%, то в 1933 г. больший план выполнен на 97%. Мы хотим здесь подробно остановиться на одном опыте, примененном в Башкирии, который сыграл большую организующую роль. Речь идет о местной агитхудожественной бригаде «Шестерёнка», посланной Башавтодором совместно с республиканским Дортрансом во время проведения месячника по борьбе с бездорожьем. Агитируя на митингах художественными выступлениями за хорошую дорогу и исправные мосты, крепко ударяя по председателям риков, сельсоветов и колхозов, срывавших месячник по борьбе с бездорожьем, вручая им тут же рогожные знамена и рогожные портфели, бригада в результате блестяще справилась с порученной ей задачей. Куда бы ни прибывала «Шестерёнка», везде она производила сильное впечатление на колхозников и единоличников, показывая им на живых примерах, как надо работать по-ударному, как следует не только вскрывать, но и немедленно исправлять обнаруженные недочеты в дорожном строительстве с трудоучастием населения… Всего за время месячника «Шестерёнка» провела 24 агитхудожественных выступления, 4552 трудодня и 2432 конедня — вот общий итог ее работы. Бригадой было организовано 6 субботников с охватом 1 746 человек и 900 подвод».2
После долгих мытарств и скитаний, «Шестеренка» получила собственное помещение в уфимском Доме союзов, зрительный зал на 200 мест и одну гримерную. Стали выпускаться афиши, сатирические бюллетени, продаваться абонементы, два раза в неделю труппа выступала на стационаре, в остальные дни — по клубам и предприятиям. Репертуар «Шестерёнки» на 1934–35 гг. состоял уже из номеров различного жанра: скетчей «Работничек», «Письмо из деревни», «Арийское происхождение»; марш «Труд труби!»; фельетонов «Не стесняйтесь, граждане», «Фокусники»; декламации «Встреча», «Матросы», «Гренада»; обозрений «Человек с винтовкой», «Уставом не предусмотрено»; частушек «Физкультура дыбом», «Антирелигиозные», «Ударницы и прогульщик»; песен «Челюскинцы» В. Кручинина, «Эх, грех да беда» С. Жака, колыбельных «Бэби», «Под дугой колокольчик поет» В. Николаевского, В. Гарницкого; танцев «Башкирский», «Татарский», «Русский», «Финский», «Лезгинка», «Гопак», «Мазурка»; инструментальных произведения — вальсов Шопена, «Турецкого марша» Моцарта, попурри из русских, украинских народных песен и др. Пробовала «Шестеренка» свои силы и в классическом репертуаре, поставив водевили: «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского и «Когда появляется девушка» Л. Д. Левина, лирический фарс «Опасный квартал» В. Г. Зака, комедии «Вынужденный брак» Мольера и «Лжец» К. Гольдони. Большим событием для труппы стала постановка оперетты «Катя-танцовщица» Ж. Жильбера в сопровождении оркестра из 15 человек. Во время поездок по районам «Шестеренка» помогала организовывать русские и башкирские агитбригады, на местах консультировала уже созданные агитбригады, обеспечивала репертуаром. В разные годы в «Синей блузе» и «Шестеренке» состояли артисты: В. и М. Милетины, О. Соболева, С. Горелина, Е. Егорова, А. Камнев, Е. Гвирцман, Б. Вараксин, Н. Литвинов, И. Мельцер, В. Иванов и др.; художники Л. Ташкинов, М. Фере; хореограф К. Матсон; хормейстер Н. Волков, концертмейстер Ю. Гринберг. Кроме Волкова-Кривуши, режиссировали Л. Ташкинов, К. Орешников. В 1935 г. «Шестеренка» перешла в ведение Управления по делам искусств, но в связи с требованиями «новых форм работы» агитбригады стали ликвидироваться. Эта участь, после неудачной попытки превратить в обычный драматический театр, постигла и «Шестерёнку».
Интересен тот факт, что британские основатели «вербатима» утверждают, что «вербатим» вдохновлен раннесоветским театром «Синяя блуза», где спектакли также ставились не по пьесам, а по сценариям, каждый раз заново создаваемым на актуальном материале . В 2000 г. в Москве театр Royal Court совместно с Британским Советом провел семинар «Документальный театр» и уже в феврале 2002 года в Москве, в Трехпрудном переулке, в подвале жилого дома открылась площадка документальной драмы «театр.doc». Конечно же, это совершенно разные виды театров и в художественно-эстетическом определении, и по своей идеологической составляющей, но с вдохновением, сподвигнувшим на создание нового и актуального театрального направления, как «вербатим», поспорить трудно.