Все новости
Новости
18 Апреля , 10:20

ЗНАКОВЫЙ ЮБИЛЕЙ ЗАГИРА ИСМАГИЛОВА

Оказывается, о народном артисте Советского Союза, признанном основоположнике классической башкирской музыки Загире Исмагилове, которому 8 января исполнилось бы 105 лет — выдающийся юбилей! — можно найти ещё неизвестные факты.

ЗНАКОВЫЙ ЮБИЛЕЙ ЗАГИРА ИСМАГИЛОВА
ЗНАКОВЫЙ ЮБИЛЕЙ ЗАГИРА ИСМАГИЛОВА

Автор — Светлана Платонова

 

Оказывается, о народном артисте Советского Союза, признанном основоположнике классической башкирской музыки Загире Исмагилове, которому 8 января исполнилось бы 105 лет — выдающийся юбилей! — можно найти ещё неизвестные факты.

Оказывается, о народном артисте Советского Союза, признанном основоположнике классической башкирской музыки Загире Исмагилове, которому 8 января исполнилось бы 105 лет — выдающийся юбилей! — можно найти ещё неизвестные факты. И у него есть ещё не знакомые публике сочинения. Например, в концерте НСО РБ, открывшем 10 февраля знаковое празднование, звучали впервые (мировые премьеры!) три сочинения Загира Гариповича. Об одном из них — Симфонической поэме «Салават» — было сказано, что оно найдено в архивах. Слушатели, поклонники таланта композитора, несомненно, узнали звучание — так же начинается самая знаменитая опера Исмагилова «Салават Юлаев». С неё, собственно, и пришла к Загиру Гариповичу слава: представленная в 1955 году на Декаде башкирского искусства в столице нашей Родины, опера приглянулась московским слушателям и критикам. Увертюру к этой опере обычно привлекают в концерты, связанные с историческими датами, правительственные и юбилейные… Действительно, яркая музыка! При более близком ознакомлении с материалами, связанными с юбилейной симфонической программой, прояснилось следующее: увертюра к опере была основана именно на музыке упомянутой «Поэмы», предшествовавшей грандиозному музыкально-театральному полотну. В её средних разделах 10 февраля мы услышали медленные мелодии (специалисты теперь могут провести достойное исследование) — задушевную музыку в традициях стиля национальных озон-кюй (протяжных песен).
Ещё две мировые премьеры предстали 10 февраля на юбилейном торжестве. Одна из них — Фортепианный концерт. Солировала Шаура Сагитова. И выбор этой пианистки, несомненно, не был случаен. Она уже зарекомендовала себя как самая востребованная исполнительница: украшает своим исполнением большинство из многочисленных и разнообразных концертных программ, исходящих, например, от Союза композиторов Башкортостана — будь то молодёжные, памятные или «ультрасовременные». Как-то читала, что сам Загир Гарипович отмечал талант юной пианистки. Оперный театр однажды представлял новый балет, и «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова играла, находясь за роялем на сцене рядом с танцовщиками, Шаура Сагитова… Уверена, что немало поклонников у неё и как у композитора: что стоит, например, замечательная, первая в Башкирии музыкальная сказка «О чём поют птицы?», вошедшая в репертуар Национального оркестра народных инструментов Башкирской филармонии (НОНИ, автор идеи и музыкальный руководитель — Линар Давлетбаев).
Трёхчастный Фортепианный концерт Загира Исмагилова, с которым мы впервые познакомились 10 февраля, по первому впечатлению достоин своего автора — есть и распевные лирические темы, и образы неукротимой энергии, и так свойственный Исмагилову-человеку оптимизм. Многим профессиональным музыкантам, да и просто слушателям это сочинение пришлось по вкусу.
Загира Гариповича посчастливилось встречать лично — он был ректором Уфимского института искусств в годы нашей учёбы. Первый ректор, он стал на этом поприще легендой, потому что притянул в Уфу просто суперталантливых музыкантов. Все имена здесь не назвать — столько их много. Игорь Лавров, Сергей Саркисьянц, Фаина Айзенберг, Майя Геллер и многие другие… Довелось однажды сидеть рядом с Исмагиловым, когда звучала его Токката для фортепиано. блестяще играл Вадим Монастырский, и надо было чувствовать, какое удовольствие получал автор! А плюс к тому, открыл Загир Гарипович ССМШ — Среднюю специальную музыкальную школу (ныне — колледж). Пришлось не раз говорить с ним об идее её создания в столице Башкирии. Он ведь прямо-таки горел этой мыслью: хотелось выйти на высочайший уровень воспитания способных детей! Размещалась ССМШ прямо в нынешнем здании УГИИ, на втором этаже. Юные дарования ходили между нами, студентами, мы общались; нельзя забыть их пытливые глаза, энтузиазм, потребность приблизиться к скрипачам Сергею Саркисьянцу, Михаилу Швайштейну, пианистам Игорю Лаврову, Льву Франку, Фаине Айзенберг и другим «московским консерваторцам», «гнесинцам», «ленинградцам» исмагиловского призыва.
Ещё одна мировая премьера нынешнего февральского юбилея — это «Праздничная увертюра». Она придала юбилейному событию соответствующее настроение: подъёмное, устремлённое энергичным движением «вперёд и ввысь»…
Отклики, последовавшие в прессе на концерт 10 февраля, среагировали и на незаменимые, давно полюбившиеся произведения. Думаю, верно будет вместе с этим акцентировать и их исполнителей. Центральной фигурой будет, безусловно, сопрано Диляра Идрисова. Приобретшая уже, можно сказать, мировую известность певица, прославившаяся участием в операх стиля барокко, здесь она вписалась в празднование исмагиловскими ариями Амины («Салават Юлаев») и Гульзифы («Волны Агидели»). Автору сих строк довелось услышать в фойе после концерта высокую оценку стараний Диляры из уст авторитетных профессионалов…
Убедительно передать стилистику озон-кюев удалось кларнетисту Артуру Назиуллину (Поэма для кларнета с оркестром); давно уже его игра пришлась по душе автору этих строк. Мягко звучал баритон Артура Шарипова, тоже мне симпатичный. Без арии Салавата Юлаева представить юбилей было невозможно, и теперь её трагический надлом (ария поётся над телом безвременно погибшей любимой жены Амины), а затем героический порыв озвучил Идель Аралбаев. Нельзя не отметить добрым словом нашу Государственную академическую капеллу имени Тагира Сайфуллина (художественный руководитель и главный дирижёр Алсу Хасбиуллина) — достойным завершением программы были вокально-симфоническая поэма «Бессмертие» и кантата «Я‑россиянин!». Весь вечер на сцене работал Национальный симфонический оркестр, за дирижёрским пультом был Дмитрий Крюков.
Совершенно логично этот концерт вписался в абонемент «Золотые страницы башкирской классики». Программка, предоставленная публике, лаконично и вместе с тем ёмко охарактеризовала невероятно объёмную деятельность Загира Исмагилова, общие черты его масштабного творчества, награды (за огромный вклад в музыкальное искусство Башкортостана и России З. Исмагилов был награждён орденом Ленина, орденами Трудового Красного знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов), «знаки» увековечения его памяти. в Уфе, в доме по улице Энгельса, где жил композитор, открыта мемориальная доска; в сквере у Башкирского государственного театра оперы и балета воздвигнут памятник работы скульптора Х. Хабибрахманова; его имя носит Уфимский государственный институт искусств и Международный конкурс музыкантов‑исполнителей; на малой родине композитора, в Белорецком районе, открыт музей; одна из улиц Уфы в микрорайоне Южный названа в его честь.
Наши дни окрашены подготовкой к Исмагиловскому конкурсу, международному, традиционному. Настраиваются на него вокалисты, струнники, пианисты…
Со сцены ГКЗ красной нитью сквозило утверждение, что инициатива организации юбилейного праздника музыки нашего аксакала имеет отношение к Союзу композиторов Башкортостана. И это замечательно, ведь во главе нашего Союза находится дочь Загира Исмагилова Лейла Загировна, и слава башкирской профессиональной академической музыки — в её надёжных руках. Собравшаяся на исмагиловский вечер публика — цвет башкирской интеллигенции с энтузиазмом и по достоинству оценила такой вклад, такой акцент — важный для всех, кто сегодня живёт здесь, в Башкирии.

ЗНАКОВЫЙ ЮБИЛЕЙ ЗАГИРА ИСМАГИЛОВА
ЗНАКОВЫЙ ЮБИЛЕЙ ЗАГИРА ИСМАГИЛОВА
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в