Все новости
Школа
3 Декабря 2018, 13:29

Я В ДИЗАЙНЕРЫ ПОЙДУ…

Востребованность этой профессии в нашем мире не подлежит сомнению, так же как и специфические трудности на пути к её освоению. Актуальность дизайна для нашей постоянно обновляющейся, «молодеющей» республики и её столицы особенно очевидна. Кто же поможет обеспечить её опытными, самобытными кадрами, оригинально и точно воплощающими «энергию идеи», несущей красоту, пользу и комфорт? В Башкирии много интересных художников (зачастую это выпускники художественно-графического факультета БГПУ им. Акмуллы), но как дело обстоит с дизайном?

Художественное искусство здесь выходит за рамки привычного понимания; творческие идеи реализуются в соответствии с конкретными потребностями социума в самых разных областях жизни. Глобальность дизайнерского рынка предполагает и глобальное знание. Нарождаются и несомненно будут востребованы в самом скором будущем новые 136 профессий (по данным Московской школы управления «Сколково»), одни названия которых завораживают, будоражат фантазию: «экоаналитика в дизайне», «дизайн виртуальных миров» или «дизайн энергонулевых домов». За ответом на наш вопрос отправимся к заведующей кафедрой дизайна худграфа БГПУ им. Акмуллы, члену Союза дизайнеров России, доценту Елене Викторовне Плотниковой. Эта кафедра сравнительно молодая (ей немногим более семи лет), но уже отмечена немалыми достижениями. Сама Елена Викторовна — опытный специалист с 30‑летним стажем, долгое время работала в Москве, в МГПУ им. Ленина и в Национальном институте дизайна при Союзе дизайнеров РФ. Вернувшись на родной худграф, она поставила своей целью развитие эстетической культуры средствами дизайна на «своей» территории.
«Кафедра как самостоятельное подразделение, появилась в 2011 году, — рассказывает Елена Викторовна. — Преподаватели, а их 11 человек, — кандидаты наук, доценты, члены Союза дизайнеров России. Кафедра выпускает специалистов по двум профилям: дизайн среды и графический дизайн. Каждое направление ведут опытные педагоги. Среда — Вадим Каримов и Айгуль Шарипова, графика — Александр и Елена Кондровы. Фундаментальными знаниями по основным предметам делятся со студентами преподаватели факультета Камиль Валеев, Людмила Моисеичева, Алина Мурзакова и Елена Дорофеева, которая также является руководителем социальных проектов «Трогательная Башкирия» и «Прикосновение к Уфе»; в них участвовало около ста студентов‑волонтёров. Оба проекта поддержаны объединением «Росмолодёжь» и Фондом президентских грантов РФ и направлены на поддержку людей с тяжёлыми нарушениями зрения и приобщение их к культурному наследию республики. Уже готовы иллюстрации к эпосу «Урал-батыр», альбом «Башкортостан на кончиках пальцев», несколько народных сказок. Все преподаватели не только ведут проекты студентов, они практикующие дизайнеры. Например, Анна Васильева проводит мастер-классы по искусству каллиграфии. Её работы вошли в каталог IV Международной выставки каллиграфии (Москва, 2017). Студенты кафедры по-настоящему активны — участвуют в конкурсах, выставках, занимая призовые места. Выпускники-бакалавры поступают в магистратуру в столичные вузы, причем в основном на бюджетное обучение. Так, в этом году студентка Лилиана Гареева поступила в НИУ ИТМО (информтехнологии, механика и оптика) в Петербурге, направление «Искусство и наука», обучение на английском языке. В настоящее время дизайн — образование невероятно разнообразное и полифункциональное, — продолжает Елена Викторовна. — Для профессиональной подготовки наших дизайнеров необходимо развивать и мотивировать креативность студентов, вариативность, профмобильность. Очень важны коммуникативные качества, умение работать в команде. У нас успешно работает лаборатория «Авторизованный учебный центр при поддержке международной корпорации «AUTODESK», который также занимается научными исследованиями и привлекает к работе выпускников ХГФ. Активно работает и лаборатория художественного проектирования, там основными направлениями творческого потенциала преподавателей и студентов являются разработки средовых и графических дизайн-проектов, проектирование сувениров, полиграфия самого различного назначения».
Об успехах работы кафедры можно судить по наградам, которые получили проекты студентов только в этом году, а он был очень «урожайным». 25 –28 сентября на ВДНХ-Экспо прошёл большой строительный форум Interior Design. И вот результаты: диплом I cтепени получила Айгуль Заманова за проектное предложение комплекса медовой культуры; диплом II cтепени — Екатерина Шихалева за проектное предложение детского оздоровительного лагеря; диплом III cтепени — Элина Шафикова за проектное предложение интерьера детского технопарка «Кванториум». В рамках Дней дизайна в Уфе летом состоялась выставка-конкурс «Мatur design mall 2018». Диплома I степени в номинации «Фирменный стиль» удостоена Полина Козлова за разработку фирменного стиля Ботанического сада; диплома I cтепени в номинации «Фирменный стиль» — Зарина Хазиева за разработку и создание молодёжного образовательного форума; дипломом II степени в той же номинации получили Влада Курбатова, Настя Горелкина за «Путеводитель за вдохновением»; диплом II cтепени в номинации «Книжная графика» награждена Лола Нафталиева за проект «Бумажный лес».
Взглянем поближе на один из проектов‑призёров — «Комплекс медовой культуры». Уникальность работы выпускницы кафедры, а ныне молодого дизайнера Айгуль Замановой идёт от уникальности башкирской традиции бортничества, от уникальности нашей знаменитой пчелы-бурзянки и звучит как призыв к сохранению вековых традиций почти исчезающей культуры, к защите редчайшей экологической зоны Башкирии и мира. «Я старалась спроектировать комплекс, объединяющий все возможные структуры отрасли в одном месте, — говорит автор проекта. — Это может быть место проведения различных конгрессов и форумов (как предстоящий Всемирный конгресс «Апимондия», Уфа, 2021), место оздоровления и релакса (апитерапия, косметика), предполагаются сад, цветники, мёдомаркет и даже пасека… Были сделаны большой предпроектный анализ, исследования в самых разных областях. Судя по мониторингу, в мире ещё нет подобных масштабных проектов, связанных с мёдом». Защита выпускных квалификационных дипломных работ на худграфе БГПУ — событие, всегда преисполненное огромного волнения. В этом году Государственная аттестационная комиссия, состоящая из высокопрофессиональных дизайнеров — Марса Ахмадуллина, Ильшата Байбурина, Вилура Шакирова, Александра Кондрова, Юлии Егоровой — осталась довольна работой будущих специалистов, отметив высокий уровень подготовки выпускников.
Трудность профессии проявляется обычно в конце второго года обучения, когда становится очевидным, что дизайнер — не просто красивая и модная, а также доходная профессия, но требующая огромного терпения и упорства, художественного вкуса и хорошего объёмно-пространственного мышления. «Отсеивается в среднем около 30 процентов студентов ежегодно, правда, год на год не приходится, — рассказывает преподаватель графического дизайна Вадим Каримов. — «Настоящих» сразу видно по горящим глазам, по множеству вариантов проектов, по оригинальности мысли. Нам очень нужны и хорошие педагоги, те, кто имеет дизайнерское видение и обширные художественные знания».
Хочется пожелать будущим дизайнерам неустанно добиваться успеха, несмотря на пресыщенность дизайнерского рынка, возможное отсутствие мотивации и другие подводные камни профессии, становиться профессионалами, вырабатывать свой собственный стиль, который идёт из души.