В последней декаде января в Уфе состоялся Международный конкурс-фестиваль «На крыльях таланта» (при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан). Этот конкурс проходит у нас не первый год, и в этот раз участвовать в нём приехали дети со всего Башкортостана. Состязания шли в шести разных возрастных группах, но только в трёх именитое жюри присудило высшие награды. Обладателем Гран-при в возрастной категории 9 — 12 лет стал ученик Уфимской детской музыкальной школы № 6 Павел Иванов.
Моя собеседница — преподаватель Павла, пианистка Инна Борисовна Смоленкова.
Биографическая справка. Училась в Давлекановской музыкальной школе у Р. Х. Тартыковой, после — в Давлекановском училище, где педагогом была Е. В. Свертилова (ученица И. Д. Лаврова). Позднее перевелась в Уфимское училище искусств (класс преподавателя И. Л. Садыковой), которое закончила с красным дипломом. В Уфимском государственном институте искусств училась у А. Д. Франка и Л. И. Алексеевой.
— Инна Борисовна, давно ли вы преподаёте в детской музыкальной школе и как вообще пришла мысль работать с детьми?
— Ещё после окончания института жизнь забросила нас с мужем в Читинскую область. Там преподавала в музыкальной студии, у меня было двадцать учеников. Коллеги мои были из Гнесинки (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных — А. С.), что заставляло соответствовать столичному уровню. Тогда я научилась настраивать инструменты авиационным ключом. По возвращении в Уфу работала концертмейстером на вокальном отделении в УУИ, потом — в инновационном музыкальном отделе при лицее № 123. С 2002 года тружусь в ДМШ № 6.
Школа и сам коллектив здесь небольшие, между коллегами присутствует своего рода соревновательный дух, но отношение друг к другу у нас всегда очень доброжелательное. В детях также стараемся воспитывать стремление к творческому, исполнительскому состязанию. В моём классе, я это особенно ясно вижу, младшие тянутся за старшими, глядя на их успехи и награды — грамоты, кубки… Иногда даже приходится их сдерживать, чтобы не спешили, чтобы тщательно готовились. Но самое главное для меня, когда они сами хотят играть, выступать на конкурсах.
— Есть ли какие-то особые указания при выборе программы или вы сами подбираете произведения?
— Мне всегда хочется, чтобы ребёнок не просто сыграл пьесу от первой до последней ноты, а чтобы нашёл и привнёс что-то своё. Чтобы осталось послевкусие… Поэтому я не давлю с выбором программы, ведь всегда лучше, если произведение нравится ученику, тогда он с удовольствием будет работать над ним. В своё время мой преподаватель Ирина Леонтьевна Садыкова показала пример неторопливости: не бояться, не спешить, спокойно размышлять в музыке над тем, что я хочу выразить в звуке... И сейчас я стараюсь подходить к ученикам так же, стараюсь научить их «разговаривать» пальцами. Поэтому частенько задаю им вопросы: а что ты сейчас рассказываешь, что передаёшь? Мне важно, чтобы дети поняли и показали настроение пьесы, чтобы максимально передали замысел композитора, но при этом чтобы подход у каждого был свой.
— Вы сказали, что коллеги поддерживают вас…
— Да, я чувствую поддержку и одобрение со стороны и коллег, и руководства. У нас всегда внимательная и чуткая завуч Т. В. Минибаева, творческий и энергичный директор З. Р. Шаяхметов. Школа — это всё-таки командная работа. И в обучении детей важны все предметы, поэтому здесь всё в единстве: хор, сольфеджио, специальность. А ещё мои коллеги умеют радоваться достижениям своих товарищей и учеников. Искренне радовались недавней победе Павлика Иванова, а в прошлом году победе на конкурсе другой моей ученицы и дочери по совместительству — Маши Смоленковой. (Сейчас понимаю, что была к ней очень требовательна).
Вообще, мне невероятно повезло с учениками. В музыкальном плане они все одарены, и я счастлива от того, что им интересно, что они получают радость от работы и результата. Очень часто во время урока я наблюдаю за состоянием ребёнка, стараюсь, чтобы это приподнятое настроение не пропало. Иногда больше слежу не за руками — как он играет, слежу за глазами — мне важно, что он при этом чувствует.
— А как ваши юные исполнители воспринимают конкурсную ситуацию, ведь это отнюдь не простое испытание?
— Кроме всего прочего, конкурсы как раз и нужны для того, чтобы учиться преодолевать волнение, ведь оно неизбежно. В какой-то момент включается самообладание, и вот тогда появляется самое главное, то, что впоследствии будет отличать взрослого и вдумчивого музыканта, — исполнительская свобода. Незадолго до конкурса «На крыльях таланта» я спросила нашего победителя: «Павлик, что нужно сделать, чтобы ты не волновался?». Он задумался, а потом ответил: «Нужна очень хорошая подготовка». Поэтому можно смело утверждать, что для учеников конкурсы — это необходимый стимул к росту.
— Сколько у вас сейчас учеников и есть ли среди них любимые?
— Сейчас у меня одиннадцать учеников. Я не могу никого выделить, они все для меня дороги, как для матери дорог каждый её ребёнок. И было очень трогательно и приятно, когда в этом учебном году (впервые в жизни!) сразу несколько учеников пришли на первый урок, выучив самостоятельно по одной пьесе — они так хотели меня порадовать!
— Есть ли какое-то «ноу-хау», секрет в вашей работе, в особенности когда дело касается подготовки детей к творческим состязаниям? Ведь «На крыльях таланта» далеко не единственный конкурс, где принимают участие ваши ученики?
— Да, я стараюсь, чтобы мои ученики достойно проявили себя. Другое дело, что уровень конкурсов может быть разный, в зависимости от условий и возможностей детей. Еще до конкурса мы ходим с концертами в ближайший детский сад и в общеобразовательную школу — это для всех полезно: мои ученики отыгрывают программу, а у кого-то из маленьких зрителей возникает желание учиться. (К примеру, в этом году было очень много желающих поступить в нашу школу, и они проходили настоящий отбор). В школе я часто провожу концерты своего класса, есть уже традиционные: «Осенние этюды», «Новогодние сказки».
— А что лично для вас значит музыка?
— Это жизнь. Как мне кажется, раньше я просто слышала прекрасные звуки, а сейчас понимаю, что музыка влияет на человека, кому-то она даже помогает жить. С уверенностью могу сказать, что сейчас я и чувствую её совсем не так, как, скажем, десять лет назад, и с годами действительно приближаюсь к её осознанию. Теперь я понимаю всю ответственность за маленького человека, за наше общение, и очень рада, что могу музыкой повлиять на ребёнка. И если мне удастся зажечь любовь к этому прекрасному искусству, тогда я на правильном пути.
…Пожелаем Инне Борисовне Смоленковой и её коллегам творческих удач и талантливых учеников, а нам всем — побольше таких преданных делу учителей! Ведь всё начинается с детства.