Немногие симфонии менее известны – по крайней мере, из бетховенских – чем его Десятая симфония: прежде всего по той причине, что Бетховен так и не закончил это произведение.
Тем не менее, после его смерти в 1827 году были обнаружены черновики и наброски к Десятой симфонии.
С тех пор любители и знатоки творчества великого композитора гадают, какой могла бы стать Десятая Бетховена.
«В 1988 году музыковед Барри Купер рискнул закончить первую и вторую части произведения»,
– пишет в журнале The Conversation Ахмед Эльгаммал, директор лаборатории искусств и искусственного интеллекта Рутгерского университета.
«Он свел воедино 250 тактов музыки из бетховенских набросков, чтобы создать то, что по его мнению, могло быть первой частью Симфонии, как ее задумывал Бетховен. Скудность оставшихся после Бетховена набросков не позволяла даже предположить, какими могли стать следующие части».
Однако, когда приблизилось 250-летие Бетховена, эра искусственного интеллекта уже наступила. Для Матиаса Рёдера, директора Зальцбургского института Караяна, объединить великого композитора и многообещающую технологию стало непреодолимым соблазном.
Эльгаммаль и Рёдер стали участниками команды, которая собралась для того, чтобы, выполнить грандиозную задачу: необходимо было разработать форму машинного обучения, способную помочь завершить Десятую симфонию Бетховена. Вместе с ними работали композитор Уолтер Верзова (известный тем, что написал фирменный джингл для производителя микропроцессоров Intel), эксперт по компьютерной музыке Марк Готэм и музыковед-пианист Роберт Левин, который «ранее завершил ряд незаконченных произведений Моцарта и Иоганна Себастьяна Баха».
Финансирование для проекта выделила компания Deutsche Telekom, которая также сняла короткий документальный видеоролик об итогах проекта:
Несмотря на то, что концептуально этот подход, безусловно интригует, главным испытанием этого музыкального начинания, конечно, станет исполнение получившегося произведения оркестром, состоящим из людей. Как говорит Верзова, глядя в небо:
«Мы надеемся, что, когда он услышит это сейчас, он улыбнется».
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам зарубежных СМИ